1 июля 1772 года Вышний Волочёк стал городом. С момента торжественного молебна и принятия присяги под сводами Казанского собора Вышнего Волочка минуло 250 лет. Без монаршей воли императрицы Екатерины II это было бы невозможно. Именно поэтому благодарные потомки первых вышневолоцких мещан помнят имя Екатерины Великой. И как главный памятник Екатерине II в Вышнем Волочке строился величественный храм на Дворцовой площади города. Однако, исторические реалии того времени не позволили центральный его престол освятить в честь небесной покровительницы императрицы – мученицы Екатерины. Храм стал Петропавловским, а придел – Екатерининским.
Строительство храмов в честь особых государственных событий, а так же в память царствующих особ было широко распространено в XVIII и XIX веках в том числе и на Новгородской земле, частью которой до 1775 г. являлся Вышний Волочёк. Так в новоучрежденных городах Новгородской губернии Валдае и Крестцах были возведены Екатерининские храмы. Автором проекта Валдайской Екатеринской церкви-ротонды, поставленной на открытом месте напротив Императорского дворца стал выдающийся архитектор Николай Александрович Львов. На постройку храма 2000 рублей пожаловала сама императрица Екатерина II. В 1786 г. началось строительство церкви, освящение храма датируется 1793 г.[1] В честь мученицы Екатерины в центре города Крестцы Новгородской губернии в 1777 г. устраивается однопрестольная церковь. Согласно генерального плана 1778 г. вокруг храма была образована Соборная площадь. Позднее храм был перестроен и дополнен ещё двумя престолами в честь святителя Никиты Новгородского и св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.[2] И это не единственные примеры, когда в новоучрежденных городах строились храмы в честь небесной покровительницы императрицы Екатерины II.
Начат как Екатерининский…
Как известно, 1 июля 1772 г. по указу Екатерины II Вышний Волочёк стал городом, что не могло не повлечь за собою выражение верноподданнических чувств. 17 августа 1791 г. за богослужением в Казанском соборе новый Новгородский и Тверской генерал-губернатор «разных орденов кавалер» генерал-поручик Николай Петрович Архаров, исполнявший в это время по совместительству должность главного директора водяных коммуникаций, зачитал «высочайшее и всем радостное от Ея Императорского Величества о заключении с портою Оттоманскою мира известие».[3] Вслед за ним он объявил о своём желании устроить в память этого события на Дворцовой площади каменную церковь во имя св. великомученицы Екатерины. Так совпали две причины устройства в память небесной покровительницы Екатерины II храма и в новоустроенном городе Вышнем Волочке. Ещё свежи были воспоминания о посещении императрицей Екатериной Вышнего Волочка и водной системы в 1785 г. уже велись работы по реконструкции водной системы, а бейшлоты и шлюзы уже были одеты гранитом. Площадь, где предполагалось устроить новую церковь находилась перед вышневолоцким Императорским дворцом, где останавливалась императрица.
Поэтому 27 августа вышневолоцкое купечество и мещанство «будучи в градском собрании имело рассуждение… объявить строить оную из суммы собираемой на строение оной от доброхотнодателей и их общественной».[4] На следующий день вышневолоцкая шестигласная дума направила генерал-губернатору донесение, где и изложило решение вышневолоцких жителей.[5]
В конце августа 1791 г. Тверскому и Кашинскому епископу Тихону поступило письмо следующего содержания: «Преосвященнейший Владыко! Милостивый Государь мой! Общество Вышневолоцких граждан преисполненное к Премудрости Зиждительницы общего благоденствия, ищущая в сердцах своих совершеннейшую благодарность за излиянныя на них с высоты священного Ея престола милости по случаю объявленнаго им мною Высочайшего рескрипта о подписании прелиминарных артикулов мира между Империею Всероссийскою и Портою Оттоманскою в знак чувствительнейшия своея признательности вознамерилось соорудить в Вышнем Волочке на дворцовой площади каменную церковь во имя святыя великомученицы Екатерины из суммы доброхотных дателей и их общественной. В разсуждении чего по дому моему и яко соучастник здания того храма отношусь к Вашему Преосвященству с покорнейшим прошением дабы благоволили на построение помянутой церкви преподать Ваше Архипастырское благословение, дабы по тому уже к сочинению плана, так и к самому совершению здания приступить возможно было. Во ожидании на сие благосклонного Вашего отзыва с истинным почтением и совершенною преданностию всегда имею честь быть, Милостивый Государь мой, Вашего Преосвященства верный и покорный слуга Николай Архаров. В Твери августа 31 дня 1791 г.»[6]
7 сентября 1791 г. от Епископа Тихона последовал ответ генерал-губернатору: «Превосходительнейший господин, Николай Петрович! Милостивый Государь мой! Почтеннейшее Вашего Превосходительства писание, относительно до построения в городе Вышнем Волочке по желанию вышневолоцких граждан церкви во имя святыя великомученицы Екатерины принял я с совершенным уважением и консистории предписал всё то учинить, что предписано указами имянным Государя Петра Великого и святейшего правительтвующего Синода. С последнего Вашему Превосходительству препровождаю список к Вам с почтением совершенным. Вашего Превосходительства Милостивого государя моего покорнейший слуга Тихон Епикоп Тверской».[7]
Упомянутый в письме Епископа Тихона указы Петра Великого и Святейшего Синода предписывали прежде начала строительства новой церкви «учинить высправку» о том, чьё имя будет носить церковь, какие в ней будут служить священники, сколько будет приходских дворов и из каких приходов они будут приписаны. Сбор сведений занял два месяца. Контролировал ход процесса Архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря Мисаил. Отвечать на поставленные вопросы должен был Вышневолоцкий городничий.[8]
Последующих документов по этому делу не сохранилось. Поэтому трудно проследить историю строительства храма в период с 1791 по 1797 г. В июне 1796 г. мещанин Исаак Кодратьев Зимин «осмелился утруждать» Тверского архиепископа Иринея просьбою о разрешении строительства вместо деревянной загородной часовни в честь Казанской иконы Богоматери каменной церкви «во имя Матери Божией Казанския с двумя приделами Покрова Богоматери и святых Первоверховных апостолов Петра и Павла». Средства на постройку новой церкви он планировать взять от собираемых в загородной часовне сумм, а так же от сборной книги. При этом он поднял вопрос о том, что в год в часовне собирается до 1000 руб., «которые и отбираются из той часовни в вышневолоцкий Казанский собор, таковой суммы имеется уже немалое в соборе число, а куда она употребляется неизвестно».[9]
В своём следующем прошении Исаак Зимин просил дать ему сборную книгу на постройку церкви. «Со всяким рачением обязуюсь я нижайший боголюбивых дателей чинить убор для построении вышереченной церквы, а как град наш стоит при водной коммуникации, в котором имеется всегда много народа, то в Бога надеюсь для построения той церквы собрать сумму в скором времени»[10], - писал он в прошении.
В противовес сведениям Исаака Зимина вышневолоцкий благочинный Пётр Иоаннов 13 сентября 1796 г. писал, что в часовне средств собирается в год до 500 рублей, и сумма эта употребляется полностью на нужды собора.[11] В ответ на это вышневолоцкому благочинному и причту собора было велено каждогодно составлять поквартальные ведомости о доходах Казанской часовни, а суммы, собираемые в ней хранить отдельно, до особого распоряжения. Вопрос о деньгах, поступающих от сборов в Казанской часовне будет и в последующем подниматься неоднократно и часть денег уйдёт на сооружение Петропавловской церкви.
Но ведомости на часовенные суммы будут исправно составляться вплоть до 1806 г. В 1801 г. из часовенной суммы будут взяты так же на «сделание в Вышневолоцкий Казанский собор на образа Софии Премудрости Божией и Цареградской Богоматери серебряных риз за недостачей в соборной сумме две тысячи пятисот рублей».[12] Ответа же на прошение Исаака Зимина в документах, приложенных к делу, мы не находим. Но очевидно, что он был отрицательным.
Кто был автором проекта Петропавловского храма до сих пор остаётся вопросом. Храм по мнению искусствоведа Г.К. Смирнова строился в «стиле зрелого классицизма, близком по своим художественным особенностям творчеству Н.А. Львова».[13] Оригинальная трёхчастная композиция храма с одинаковыми объёмами с запада и с востока, увенчанными башнями колокольни и купола над алтарём, дают основание полагать, что автором проекта был зодчий высокого класса, каким был Николай Александрович. Участие в постройке храма таких высокопоставленных лиц как губернаторы Н.П. Архаров и И.А. Тейльс даёт основание полагать, что проект мог быть заказан у Н.А. Львова, но в дальнейшем претерпел поправки и изменения. Вместе с тем в современном Лесном районе у храма в Вышнем Волочке есть свой брат-близнец. Центральная часть храма Казанской иконы Божией Матери в селе Борисовское, построенного в 1817 г. практически полностью соответствует проекту Петропавловской церкви. Казанскую церковь в Борисовском исследователи так же относят к проектам, выполненным близким кругом Н.А. Львова.[14]
Пять тысяч от Павла I.
В 1796 г. правившая Российской империей без малого тридцать четыре года скончалась, и на престол вступил император Павел I. В связи с этим, 2 октября 1797 г. вышневолоцкое общество просило у нового Тверского архиепископа Иринея «благословения и резелюции на то, что бы во имя была оная церковь первоверховных Апостолов Петра и Павла и предел Святыя Великомученицы Екатерины».[15] Так городские жители смогли решить две проблемы – первая: церковь была посвящена покровителям только что восшедшего на престол императора Павла I, вторая – тем самым они выразили верноподданнические чувства новому императору и обратили его внимание на проблему строительства храма. 8 ноября 1797 г. император разрешил Высочайшим соизволением строительство церкви на Дворцовой площади в Вышнем Волочке и выдал «на украшение оной 5000 рублей ассигнациями».[16]
В том же октябрьском прошении вышневолоцкое общество дало ответ и на вопрос о содержании священников новой церкви: «В разсуждении содержания ко оной церкви священнослужителей градская дума полагает, как здесь и прочие Казанского собора священно и церковно служители содержутся получением доброхотнодателей за труды их денежной суммы и прочим».[17]
Наступил 1799 г. Дело строительства каменой церкви на Дворцовой площади наконец сдвинулось с мёртвой точки. «По Высочайшему от Его Императорского Величества на здешний град всемилостивейшему благоволению начинается во оном на дворцовой площади строением церковь во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла», - писала Тверскому Архиепископу Павлу Вышневолоцкая шестигласная дума. Она же сообщала, что приготовлено материала на шесть тысяч рублей, но «доходу толикой суммы ещё не поступило» и просила Архиепископа разрешить «взять взаимообразно» из соборной церкви доход, собираемый в загородной Казанской часовне. Архиепископ благословил это начинание, но с оговоркой, если «прихожане согласны будут давать денег в заём и тем пособлять строению церкви». На общем собрании выяснилась и другая сторона проблемы: причт и прихожане городского собора были согласны дать взаём деньги, но средства, собираемые с соборной часовни должны были пойти на «тверские для вдов и сирот богадельни».
По справке от 13 мая 1800 г. доход от часовни составил 522 руб. 13 коп.и особым указом от Консистории было приписано эту сумму хранить до нового распоряжения. Но так как строительство богадельного дома в Твери всё ещё не было начато, и 27 августа 1800 г. консистория разрешила употребить собранные деньги на строительство нового храма. Единственным условием было «что бы оная сумма дана была на известное время, при окончании коего и возвращена была без замедления и безоговорочно». Тогда же «вышеупомянутого собора протоиерей Пётр Иоаннов з братиею сего, думою и прихожанами учинили постановление: давать на новостроящуюся церковь заимообразно из собранных в соборе и принадлежащей к нему часовне денег на девятилетний срок».
Сооружение нового храма велось по проекту, полученному от тверского губернатора И.А. Тейльса. Ещё один возможный автор проекта Петропавловского храма губернский архитектор А.А. Трофимов. Позднее он создаст проект тёплого Богоявленского собора в Вышнем Волочке. Наблюдал за постройкой церкви архитектор Иван Михайлович Телятников (скончался в 1807 г.)[18], уже известный своими постройками в городе. Так Телятников наблюдал за постройкой колокольни и ограды Казанского собора, перестройкой деревянного здания духовного правления и строительством северного корпуса гостиного двора. Кроме того Телятников имел в городе кирпичный завод с гербергом (гостиницей и трактиром), и даже на протяжении многих лет служил в должности публичного нотариуса.
Освящен в память о сыне и матери.
Параллельно строительству Петропавловского храма шло благоукрашение и городского собора. Но постройка в 1804 – 1806 гг. ограды вокруг Казанского собора вызвала большое недовольство Вышневолоцкой городской думы, которая в это время занималась поиском средств для строительства Петропавловской церкви. В 1806 г. городской думе было разрешено взять в заём из сумм Казанского собора деньги на строительство церкви на Дворцовой площади. Но как выяснилось, эти средства уже расходуются на строительство ограды и «к возобновлению стен в соборе кроме от беления живописными красками».[19]
В отличие от соборного духовенства Городская дума не видела «необходимой нужды по изобильному в храме украшению», тогда как неподалёку стоит недостроенная церковь, которая более нужна горожанам «во убежание во одной соборной церкви народного утеснения, отъемлющего многолюдством удобность в свободнейшем духовных треб исправлении».[20]
Итогом всему этому стало обращение в 1807 г. Городской думы в Консисторию с просьбой всё же дать взаём городу денег на строительство храма, а соборным священникам предписать, что бы «употребление денежной суммы производилось по общему совету и положению с прихожанами». Всего на окончание строительства церкви требовалось три тысячи рублей. 8 августа 1807 г. Консистория пришла к выводу, что городской собор обязан выдать эти деньги в заём городу в срок на девять лет. Тогда же консистория предписала соборному причту «в случае неминуемых надобностей по тому собору немалой суммы требующих по исправлению оных, сами собою отнюдь не приступали, а докладывались бы Его Высокопреосвященству непременно под опасением в противном случае строгого взыскания».[21] Деньги городу были даны, но с этим долгом городская управа рассчиталась лишь в 1820 г. 13 декабря 1820 г. расписка Городской думы была возвращена обратно, во ознаменование того, что долг выплачен окончательно.[22]
В начале второго десятилетия XIX в. в Вышнем Волочке имелось четыре храма – соборный четырёхпридельный – зимний Богоявленский придел ещё не был упразднён, и два строящихся – Богоявленский «именуемый тёплым собором» и Петропавловский. Так же на городском кладбище при каменной двухэтажной Преображенской церкви с 8 мая 1812 г. начал действовать свой особый приход, к которому было приписано «приходских 150 дворов, в них мужеска пола 358 душ».
Из документов известны имена подрядчиков на строительстве храма. В 1798 г. кирпич для строительства поставил мещанин Григорий Анисимович Орлов, а само строительство производил Новоторжский купец Прокопий Васильевич Мальков в период с октября 1799 по 1805 г. В 1805 г. железную кровлю на храме сделали подрядчики старицкие мещане Фёдор Гаврилович Собакин и Нестор Тимофеевич Суботин. Оштукатурил и побелил храм в 1808 г. подрядчик крестьянин Ярославского уезда Григорий Фёдорович Говырин.[23]
Основной объём выполнен был в форме креста, венчал его восьмерик с узкими диагональными гранями, с запада примыкала двухярусная колокольня с дополнительным цилиндрическим ярусом-резонатором с круглыми окнами. Над алтарём возвышалась такая же башня, с одним лишь отличием, что прямоугольные проёмы были заменены окнами. Боковые фасады храма завершались треугольными фронтонами, в средней части акцентировались крупной нишей с входным проёмом, фланкированным тосканскими колоннами.[24]
В 1813 г. было закончено строительство каменной Петропавловской церкви. Архивы сохранили для нас документы того периода, повествующие об освящении храма и организации прихода при нём. 9 апреля 1813 г. вышневолоцкое городская дума в своём прошении на имя Архиепископа Мефодия писала о дозволении освятить претолы храма, а так же о разрешении организовать при храме отдельный приход: «Вышневолоцкое гражданство созидая оной храм из своих особливых на то доходов и способием доброхотных дателей, хотя имело предметом и долгом прежде совершить принятое в храмах отзолочение иконостаса; но по нынешним известным военным обстоятельствам при исполнении других соответственных времени многократных повинностей при всём своем усердии в скорости исполнить оного ныне не представится никаких способов; напротив того на освящение сего храма и введение священнослужения имеет крайнюю нужду… каковая соразмерно жителей требовалось для безупустительного исправления нужных по христианскому долгу треб тем паче в стороне жительства сближенного с сим новым храмом».[25]
Далее городская дума писала: «Градское общество убеждаясь сим, исправив на первой случай необходимое к священнослужению положило, Ваше Высокопреосвященство чрез сию думу всепокорнейше просить о милостивой и Архипастырской резолюции на освящение сего новопостроенного во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла храма по уважению вышеприведённых обстоятельств в нынешнем его в каком есть виде и на определение к нему священника с причтом, равно о назначении третьяго леваго придела во имя преподобного Варлаамия Хутынского Новгородского Чудотворца, с освящением коего и со священнодействием открывается не только безнужное и достаточное удовлетворение всех обитателей города христианскими требами, но многие способы к скорейшему усовершенствованию достальных частей к благолепию и украшению храма служащих посредством попечения ближайших жителей желающих быть прихожанами онаго и показавших опыт усердия на самом деле при снабжении нужных вещей, все вообще жители так называемого Острова, на котором храм сей построен между естественным течением реки Цны и канала из ней проведённого и сообщённого за городом, равно Солдатской подле сего слободы и Новой Линии по самому ближайшему жительству просят сделать их к нему прихожанами, естественное желания отделения сей части служит большею для них удобностию быть при сем новом храме, нежели оставаться при соборе».[26]
Главный престол храма с благословения епархиального архиерея 22 сентября 1813 г. освятил вышневолоцкий благочинный Василий Петров в честь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.[27] Храм, с участием средств императора Павла и освященный в честь его небесного заступника, современники описывали так: «Церковь каменная, тёплая, длиною 18 сажень с алтарём, - описывали храм современники, - и шириною 13 сажень и 34 аршина, вышиною до верха купола 11 сажень, имеет вид крестообразный. На восток, где находится горнее место устроена каменная башня, а на запад в связи с церковью устроена каменная колокольня… В церкви три престола: Главный во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла; придельный по праву сторону во имя св. Великомученицы Екатерины. Придельный по левую сторону во имя Преподобного Варлаама Хутынского Новгородского чудотворца… Главы на церкви, башне и колокольне покрыты железом и окрашены медянкою на масле. На главах кресты осмиконечные железные, обиты мелью и вызолочены чрез огонь. Крыша на церкви железная на деревянных стропилах, окрашена медянкою на масле… Паперть каменная с западной стороны под колокольнею; в ней 1 окно на северной части, и на юной стороне паперти устроена комната для сторожа… Крыльца с южной и северной сторон из белого камня, а с западной из тёсанного цоколя».[28]
В описи храма, составленной на момент освящения, указывался «иконостас коринфского ордена резной белый». Среди чтимых местных образов в первом ярусе описаны образа Всемилостивого Спаса, Одигитрии Пресвятыя Богородицы, святителя Арсения Тверского и преподобных Ефрема Новоторжского и Нила Столобенского и священномученика Антипа и Благоверного князя Александра Невского.[29]
11 октября 1813 г. из духовной консистории последовал указ о безостановочном служении в Петропавловской церкви вплоть до определения священника причтом городского собора[30], а суммы пожертвований до выбора старосты должны храниться у попечителя, избранного городской думой Андрея Ефимова Сёмушкина.[31]
Память о Екатерине II в Петропавловском храме современники так же увековечили в новом храме. 21 октября 1814 г. освятили престол в честь мученицы Екатерины. По резолюции правящего архиерея: «Поступить по сему и освящение придела поручить местному Петропавловскому священнику благословляю» от 7 сентября престол освятил первый настоятель храма священник Иоанн Александров.[32] Желание Н.П. Архарова исполнилось и память о царствующей особе, столько сделавшей для Вышнего Волочка, отныне и навсегда осталась в Вышнем Волочке.
[1] Валдай. Церковь Екатерины // Сайт «Соборы.ру». Интернет: https://sobory.ru/article/?object=00830. Дата просмотра 12.07.2022.
[2] Крестцы. Церковь Екатерины // Сайт «Соборы.ру». Интернет: https://sobory.ru/article/?object=04159. Дата просмотра 12.07.2022.
[3] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. Л. 1, Л. 8.
[4] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. Л. 8.
[5] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. Л. 8. Николаю Архарову от вышневолоцкой градской шестагласной думы. Сего августа 27 дня вышневолоцкое купечество и мещанство будучи в градском собрании имело разсуждение, что сего августа 17 дня в воскресенье то есть в день объявления здесь в городе Вышнем Волочке в церкви Казанския Пресвятыя Богородицы полученного Вашим Высокопревосходительством высочайшего и всем радостного от Ея Императорского величества о заключении потрою оттоманскою мира известия изволили Ваше Превосходительство объявить желание о построении здесь на дворцовой площади во имя святыя великомученицы Екатерины каменной церкви к чему и они собрания того купечества и мещанства общество согласное с желанием Вашего Высокопревосходительства о строении означенной святыя великомученицы Екатерины каменной церкви своё желание согласно объявить строить оную из суммы собираемой на строение оной от доброхотнодателей и их общественной о чём и вашему высокопревосходительству всенижайшее довести и просить о снабдении о строении оной, и чтобы была оная поземная тёплая, главноначальнейшего Вашего Высокопревосходительства благорасссмотрения и резолюции, о чём градская дума сим всепокорнейшее и доностит августа 28 дня 1791 г. Подлинник подписан городским главой Иваном Щариным, гласным Иваном Синховым, гласным Ефимом Курковым, писарем Иваном Сметаниновым.
[6] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. Л. 1.
[7] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. Л. 7.
[8] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. ЛЛ. 9- 11.
[9] 1796. Относительно до стоящей от города Вышняго Волочка в трёх верстах часовни // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 54. Л. 1.
[10] 1796. Относительно до стоящей от города Вышняго Волочка в трёх верстах часовни // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 54. Л. 6.
[11] 1796. Относительно до стоящей от города Вышняго Волочка в трёх верстах часовни // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 54. Л. 11.
[12] 1796. Относительно до стоящей от города Вышняго Волочка в трёх верстах часовни // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 54. Л. 46.
[13] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М. : «Индрик», 2013. – С. 142.
[14] Борисовское. Церковь Казанской иконы Божией Матери / Сайт «Соборы.ру». Интернет: https://sobory.ru/article/?object=13764. Дата просмотра 12.07.2022.
[15] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. Л. 12.
[16] Опись Вышневолоцкой церкви Петра и Павла и ея имущества / ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18966. Л. 2 об. Сия церковь выстроена в 1813 г. иждивением Вышневолоцких граждан с Высочашего ЕИВ Государя Императора Павла I соизволения, последовавшего в 1797 г. ноября 8 дня с выдачею на украшение оной 5000 р. Ассигнациями, под особым попечением Вышневолоцкой градской Думы.
[17] 1791 г. Относительно до постройки в городе Вышнем Волочке вновь каменным зданием церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 49. Л. 12.
[18] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М. : «Индрик», 2013. – С. 147.
[19] 1807. Дело о выдаче Вышневолоцкой градской думе на окончание строящейся в том городе Петропавловской церкви из Вышневолоцкаго Казанскаго собора и принадлежащей к оному часовне денег трёх тысящ рублей // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 101. Л. 1.
[20] 1807. Дело о выдаче Вышневолоцкой градской думе на окончание строящейся в том городе Петропавловской церкви из Вышневолоцкаго Казанскаго собора и принадлежащей к оному часовне денег трёх тысящ рублей // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 101. ЛЛ. 1-4.
[21] 1807. Дело о выдаче Вышневолоцкой градской думе на окончание строящейся в том городе Петропавловской церкви из Вышневолоцкаго Казанскаго собора и принадлежащей к оному часовне денег трёх тысящ рублей // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 101. Л. 8 об.
[22] 1807. Дело о выдаче Вышневолоцкой градской думе на окончание строящейся в том городе Петропавловской церкви из Вышневолоцкаго Казанскаго собора и принадлежащей к оному часовне денег трёх тысящ рублей // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 101. Л. 67.
[23] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М. : «Индрик», 2013. – С. 321-322.
[24] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М. : «Индрик», 2013 – С. 322.
[25] 1813. Дело о освящении в городе Вышнем Волочке вновь устроенной Петропавловской церкви и о учреждении оную приходскою // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2717. Л. 1.
[26] 1813. Дело о освящении в городе Вышнем Волочке вновь устроенной Петропавловской церкви и о учреждении оную приходскою // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2717. Л. 1 об – 2.
[27] 1813. Дело о освящении в городе Вышнем Волочке вновь устроенной Петропавловской церкви и о учреждении оную приходскою // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2717. Л. 35.
[28] Опись Вышневолоцкой церкви Петра и Павла и ея имущества / ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18966. Л. 1 – 2 об.
[29] 1813. Дело о освящении в городе Вышнем Волочке вновь устроенной Петропавловской церкви и о учреждении оную приходскою // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2717. Л. 3 об.
[30] 1813. Дело о освящении в городе Вышнем Волочке вновь устроенной Петропавловской церкви и о учреждении оную приходскою // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2717. Л. 37.
[31] 1813. Дело о освящении в городе Вышнем Волочке вновь устроенной Петропавловской церкви и о учреждении оную приходскою // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2717. Л. 46.
[32] 1814. Дело о освящении города Вышнего Волочка Петропавловской церкви во имя великомученицы Екатерины, по назначении другого по левую сторону той церкви во имя преподобного Варлаама Хутынского Новгородского чудотворца, придела / ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2726. Л. 12.
Источник: краевед Денис Ивлев
Отзывы