Тайны дома Рябушинских
К 150-летию со дня рождения С.П. Рябушинского
На рабочей окраине Вышнего Волочка на берегу реки Цны расположился небольшой остров, окруженный с трех сторон болотом. До 2018 г. это место было известно на карте, как Инкубаторная станция, а среди местных жителей его прозывали Живанова дача. И только немногие из старожил этих мест и краеведов знали настоящее название дома – дача Рябушинских. Именно под последним названием усадьба Сергея Павловича Рябушинского и ворвалась в новостные заголовки.
Повод к известности оказался печальным – дом признали ветхим и аварийным жильем и постановили нести. Небольшая группа энтузиастов-краеведов принялась отстаивать здание, указывая на его несомненные архитектурные достоинства, в том числе и часть сохранившихся подлинных интерьеров. Это не убедило местное руководство и помощи пришлось искать у регионального ВООПИК и в передаче «Наступление на наследие». Так об усадьбе узнали на местном и столичном уровне. В конце всей эпопеи здание всё же было признано выявленным объектом культурного наследия и угроза сноса миновала. Вышневолоцкое краеведческое общество им. М.И. Сердюкова приняло здание в безвозмездное пользование. Особняк снова ожил и буквально в том же году превратился в культурный центр – место притяжения художников и ценителей архитектуры периода модерна.
Об истории усадьбы Заворово
Впервые о доме Сергея Павловича Рябушинского написал в «Своде памятников» Г.К. Смирнов, обозначив «Дачу Рябушинских», как «пример небольшого дачного комплекса, напоминающего по композиции небольшую загородную усадьбу. Включает деревянные постройки в формах переходных от эклектики к модерну; последний проявился преимущественно в отделке интерьера главного дома».[1]
Описание, которое дал Георгий Константинович интерьерам главного дома, красиво и лаконично даёт представление о достоинствах его архитектуры: «В интерьере первого этажа сохранилась уникальная художественная отделка в стиле модерн. В парадных сенях – внутренние обрамления окон и застекленная перегородка с витражом из цветных стекол. В гостиной стоят две угловые диагональные печи с каминами, облицованные белым кафелем. Нижняя, выступающая часть одной из печей сохранила отделку и майоликовое панно с пейзажем, изображающим цветущее дерево на фоне зеленых гор и синего неба с оранжевыми облаками. Потолок гостиной украшен лепным растительным орнаментом сложного изысканного рисунка. Ванная комната на стенах и потолке облицована кафельной плиткой с двумя фризами растительного орнамента (в верхней части и по периметру потолка). Пол ванной выложен полихромной метлахской плиткой с орнаментальными розетками и растительным фризом. Деревянная лестница во второй этаж ограждена точеными балясинами. В интерьере сохранились филенчатые двери (некоторые частично застекленные) и паркетные полы».[2]
Однако на момент осмотра здания недоступными оказались интерьеры кибинета – домашнего театра с резными обрамлениями окон и дверью с павлином, дубовая дверь в зимний сад и само помещение зимнего сада. Все это удалось открыть при подробном изучении дома краеведами в 2018 г.
Практически ничего не было сказано и об истории дома, т.к. все сведения ограничивались лишь некоторыми воспоминаниями старожилов. Например, жилец дома Александр Степанович Сокин рассказал о том, что львы в Венециановском сквере привезены с крыльца дома Рябушинских. Одни стояли на переднем крыльце, другие – на крыльце веранды, выходившем в парк. Постепенно копилка воспоминаний стала пополняться и фотографиями дома советского периода, когда в его подвалах работала инкубаторная станция, а само здание использовалось как многоквартирный жилой дом. В память этом в парадной дома до сих пор сохраняются почтовые ящики на 11 квартир, с подписанными фамилиями жильцов и отдельным ящиком для конторы инкубаторной станции.
Тот факт, что усадьба и территория Вышневорлоцкой мануфактуры братьев Рябушинских вплоть до 1920-х гг. не являлась частью города, позволило включить усадебный комплекс в каталог «Тверская усадьба». Место, где Рябушинские создали один из центров своей промышленной империи на карте Вышневолоцкого уезда обозначалось как земли сельца Заворово. Очевидно, владельцы этого сельца жили как раз на месте усадьбы Рябушинских, т.к. в парке сохранились лиственницы, возраст которых насчитывает порядка 200 лет. Сам усадебный парк представляет собой два кольца лип – современниц постройки главного дома. На общедоступных картах XIX в. сельцо Заворово
О предыдущих владельцах этого места известно следующее. В XVIII веке владельцами сельца Заворово значились представители дворянских родов Свечиных, Ченцовых, Чоглоковых, Мельницких, Хвостовых, Гордеевых, Хотенцовых.[3] В конце XVIII в. сельцом с двумя усадьбами владели премьер-майор С.А. Свечин и А.Л. Свечина – в браке Мельницкая, а так же М.И. Аракчеева, И.С. Мельницкий, К.И.Чоглоков, А.К. Заостровская (урожд. Чоглокова), А.И. Хотяинцева, П.И.Стогова. В начале XIX столетия сельцо значится за девицей О.П. Свечиной и титулярным советников С.С. Хвостовым, а так же за майором И.И., поручиком М.И. и каптернармуссом Ф.И. Мельницким.
Затем усадьба принадлежала штабс-капитанше Н.И. Щербаковой.[4] В 1856 г. земля рядом с усадьбой была выкуплена купцом Александром Ивановичем Шиловым у Ивана Петровича Стуколова и в 1857 г. основано производство мануфактуры «Торговый дом А. Шилов и сын». Буквально через два года производство купил «Торговый дом П. и В. Рябушинских». Так этой территорией завладели первые из Рябушинских – братья Павел и Василий Михайловичи Рябушинские. Следующее поколение владельцев фабрики – братья Павловичи, один из которых – владелец «Дачи Рябушинских» Сергей Павлович.
Специально для него и был построен при фабрике и загородный усадебный дом. Совершенно очевидно, что дом стоит на месте более раннего здания и часть цокольного этажа предыдущего строения использовали под строительство нового дома.
В 1905 г. городская дума отдала в аренду фабрике Рябушинских два участка земли. Первый при железной дороге для строительства складов, а второй – «городские луга в границах: река Цна, отчужденная под полотно Николаевской железной дороги, фабричная слобода в той границе, которую занимает в настоящее время староречье, в количестве 50 десятин».[5]Аренда должна была продлить до 1925 г. и «на втором участке городских лугов Товарищество Мануфактур П.М. Рубяшинскаго с сыновьями имеет право возводить постройки и сооружения и устраивать склады для надобностей фабрики и лесопромышленности. Город же на отданном в аренду участке земли не имеет права возводить никакия постройки и сооружения».[6]
Договор аренды подписали городской голова Большаков и директор Правления Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями Потомственный Почетный гражданин Сергей Павлович Рябушинский, «живущий вблизи гор. Вышняго Волочка на фабрике Товарищества П.М. Рябушинского с сыновьями».
Очевидно, что в аренду брались земли, где ныне стоит усадьба Сергея Павловича. На имеющихся картах и в описях зданий фабрики дом директора предприятия описывался весьма скромно. Он сохранился до сих пор. Его размеры явно не соответствовали потребностям хозяина и он решил выстроить новый особняк чуть дальше от предприятия на берегу реки Цны. Таким образом выясняется дата постройки дома С.П. Рябушинского – между 1905 и 1910 г. 1905 – год аренды земли, 1910 – дата создания керамического панно на камине в столовой.
Впервые в страховых документах главный дом усадьбы Рябушинских был показан сильно позже даты его постройки - в 1915 г.: «Дом деревянный /из дачи/. Следует застраховать 24.III.1915 г. на 20.000».[7]
В 1906 г. территорию фабрики Рябушинских дума задумала включить в состав города. «Согласно указанному определению новыя границы между городской и уездной территориями пройдут по реке Цне, старому берегу староречья р. Цны, забору, окружающему фабрику ГГ. Рябушинских, просеке городской выгонной земли и правой стороне Бежецкой дороги…»[8], - писалось в определениях думы. Тяжба между Правлением товарищества и городом затянулась до 1917 г., а затем этот спор решили уже новые власти.
Сергей Павлович Рябушинский и его коллекция.
Сергей Павлович Рябушинский (15 июня 1872 – 1936 г.) был вторым по старшинству из братьев. С 1900 года он становится директором Вышневолоцкой мануфактуры и практически оседает в Вышнем Волочке на долго. Закончив Московскую практическую академию коммерческих наук с серебряной медалью, а затем специальную ткацкую и красильную школу в Германии Сергей Павлович был высококвалифицированным профессионалом своего дела. Однако, ему было не чуждо искусство – он был одаренным скульптором-анималистом. По отзывам современником, ему удавалось передать «звериное» в скульптурах лосей, медведей, рыси. Его хороший друг И.Е. Репин в 1911 г. ходатайствовал перед правлением Товарищества передвижных выставок об избрании Сергея Павловича в члены общества.
Еще одна яркая черта С.П. Рябушинского – его страсть к коллекционированию. Он коллекционировал картины, скульптуру и предметы мебели. При выборе коллекционных вещей, Сергею Павловичу помогал знаменитый архитектор Иван Владиславович Жолтовский, женатый на одной из сестер Рябушинских – Елизавете. Он же спроектировал здания загородной усадьбы С.П. Рябушинского Лубенькино на озере Удомля, где так же помещалась часть коллекции.
В Московском доме Сергея Павловича по Сивцеву Вражку, 30, который он снимал у братьев Второвых[9]так же находилась часть коллекции. Оттуда в Третьяковскую галерею в 1918 г. были переданы две картины художника С.Ю. Жуковского «Осенний вечер» и «Стены Саввинского Звенигородского монастыря». Со Станиславом Юлиановичем Жуковским – известным «певцом дворянских гнёзд», писавшим в Вышневолоцком уезде усадьбы вокруг на озере Удомля, Молдино и т.д., Сергея Павловича так же связывали дружеские отношения. Это не единственные картины художника известные в коллекции С.П. Рябушинского. В его вышневолоцком доме находилась картина С.Ю. Жуковского «Белая ночь».[10]
Среди картин и предметов вышневолоцкой усадьбы так же можно отметить картины соседа Сергея Павловича по озеру Удомля – Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля «Церковь на берегу озера» (1905). В описи 1923 г. указаны и еще картины В.К. Бялыницкого-Бируля: «Холст,масло. Бялыницкий-Бируля. Зима. Крестьянский мальчик в санках везет другого; в глубине, засыпанные снегом крестьянские избы. В багетной раме; Холст, масло. Бялыницкий-Бируля. Весна. Лес, деревья без листьев, в середине дорога. В багетной раме». Опись 1923 г. делила предметы на три категории. В первую категорию вошли следующие живописные работы: «Холст. Масло. Поленов. Голова. Этюд. Мужчина в белой головной повязке. В золочёной раме; Бумага. Карандаш. Суриков. Деталь картины «Заточение Морозовой». Сидящий нищий – юродивый с поднятой вверх правой рукой. В дубовой раме; Бумага. Карандаш. Переплетчиков. Лес. На переднем плане избушка. В березовой раме; Бумага. Карандаш. Репин. Из эпохи переписи в Москве. В дубовой раме; Холст. Масло. Художник неизв. Лес. Эскиз. В золоченой раме; Холст. Масло. Первухин. Поле. Эскиз. Зелень и лес. В дубовой раме; Холст. Масло. Яковлев. Зима. Эскиз. Снег с голубоватым оттенком, крестьянские избы, редкий кустарник. В дубовой раме; Холст.Масло. Художник неизв. Эскиз. Белая каменная церковь, за ней лес. В дубовой раме; Акварель Степанов. Этюд. Девушка с распущенными роскошными волосами в белой рубашке с повязкой на голове. В багетной раме; Холст. Масло. Нестеров. Старушка. В темно-синем платье сидит, в руках горшок с цветами. В багетной раме; Холст. Масло. Михайлов. Зима. Река, на берегах снег, в глубине лес. В золоченой раме; Акварель. Холодовский. Эскиз. Среди зелени куполообразное здание. Фон темно-розовый. В багетной раме; Сверчков. Охотник. Всадник верхом на лошади. В простой раме; Художник неизв. Эскиз. В дубовой раме»; Холст. Масло. Калмыков. Эскиз. Вечер. На переднем плане река, на горе деревня. Фон темный. В золоченой раме; Акварель. Нестеров. Изображение святого. В тёмном плаще. В простой раме; Бумага. Карандаш. Репин. Портрет А.И. Куинджи. В дубовой раме; Холст. Масло. Художник неизв. Швейцарский пейзаж. Хижина на берегу реки, в глубине горы. В золоченой раме; Холст. Масло. Левитан. Три картины, на двух лес, на третьей река и берег; Холст. Масло. Богданов-Бельский. Крестьянин около избы; Холст. Масло. Девушка. В войлочной шляпе, в розовой рубашке; Холст. Масло. Художник неизв. Церковь на высоком берегу реки; Холст. Масло. Жуковский. Помещичий дом; перед ним дама в кресле, склонивши голову; Акварель. Лагорио. Море и парусное судно. Фон белый».[11]
Исследователи упоминают так же картины И.Л. Калмыкова «Сосны», И.И.Левитана «Сура с высокого берега реки». Среди пластики отмечаются работы «Жница с ребенком» Н.А. Андреева (1899), «Мефистофель» М.М. Антокольского, упоминаются графические работы Л. Лагорио, И.Е. Репина – «Портрет художника Куинджи», В.И. Сурикова – рисунок юродивого к «Боярыне Морозовой» и т.д.[12]
Среди жильцов «Дачи Рябушинских» в Вышнем Волочке сохранились сведения о том, что в доме был зимний сад, а так же домашний театр, совмещенный с кабинетом. Это пространство использовалось для приёма гостей и отдыха хозяев. В 1926 г. Н. Фортунатов, направленный для в Вышний Волочёк для поиска и выявления картин и коллекционных вещей из дома Рябушинских, писал: «Потом мне сообщили, что на даче Рябушинского находится комната, отделанная вся грушевым деревом. Я счел своей обязанностью осмотреть её и отправился туда. Там теперь квартира г-на Куликова. Действительно вся отделка из резного дерева в стиле модерн очень выдержана, как то: двери, картины и вся обстановка. К несчастью часть обстановки роздана по квартирам. Я посоветовал все вещи собрать в эту квартиру для целости впечатления».[13]
В доме бывали в том числе члены семьи Рябушинских, приезжавшие на охоту в вышневолоцкие леса, а так же и многочисленные гости. Среди них и архитекторы и художники – друзья и соседи С.Ю. Жуковский, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.В. Жолтовский и другие. Тем более, что дорога от станции Вышний Волочёк в сторону Удомли лежала как раз мимо предприятия Рябушинских и усадьбы Сергея Павловича.
Вместе с братом Степаном Сергей Павлович в 1916 г. основал первый в России автомобильный завод. При этом производство было организовано так, что при минимальной реорганизации автомобильный завод мог производить авиационную технику. Вблизи Рогожского кладбища, где находился центр старообрядцев-поповцев, к которым принадлежал и Сергей Павлович, он открыл Институт педагогики. В Москве Сергей Павлович возглавлял детский приют имени княгини Елизаветы Фёдоровны, Московский клуб автомобилистов и Московское общество воздухоплавания.[14]
Рабочие фабрики сохранили воспоминания о том, как в хозяйском особняке по праздникам раздавали сладости, а так же чашки, изготовленные к юбилею предприятия Рябушинских с портретом П.М. Рябушинского.
В 1918 г. Сергей Павлович эмигрировал. В эмиграции в Париже с 1927 г. был членом общества «Икона».[15]Свои семейные архивы Сергей Павлович оставил в усадьбе, так же как и большую часть коллекции. Картины из коллекции оказались в рабочем клубе, а затем были переданы в губмузей. При формировании собрания Калининской областной картинной галереи часть картин оказалась в собрании галереи, а некоторые картины находятся в постоянной экспозиции.
В 2020 г. при разборе отслужившей свой век русской печки – все печи системы отопления были сломаны и переделаны в русские печи с плитой – был найден осколок негатива. Чудом сохранился именно центр снимка с лицом Сергея Павловича на фоне открытых дверей парадной.
Культурный центр в усадьбе Рябушинских.
Уже в 2018 г., когда дом только оказался переданным в пользование краеведческого общества, встал вопрос о его сохранении. Здание находилось в ужасающем аварийном состоянии: провалены потолки в парадной и зимнем саду, коридоре второго этажа; провалены полы в гостиной, зимнем саду и гардеробе; нет отопления и водопровода; разрушена канализация. Отсутствовала часть кровли и вода текла по стенам.
Тогда и возникла идея проводить арт-резиденцию для художников современного искусства с выставками прямо в стенах усадьбы, с помощью которой возможно было бы привлечь внимание к особняку. У истока идеи стояла московский фотограф Татьяна Корчагина. Вскоре нашлись и единомышленники, резиденция стала ежегодной. Даже в короновирусный 2020 г. прошла выставка с дистанционным участием. В 2022 г. пройдет уже 5-я юбилейная резиденция. Этот проект сейчас возглавляют Мари Сокол и Анна Леготина.
Идею резиденции поддержали художники из многих уголков нашей страны. Первая резиденция получила название «Регенерация». С тех пор основной темой творчества художников становится именно особняк С.П. Рябушинского. По итогам резиденции открываются выставки современного искусства, экскурсии во время открытия проводят сами художники, а экспонаты помещаются прямо в интерьерах усадьбы. Таким образом, сохраняется традиция, заложенная ещё самим хозяином особняка – С.П. Рябушинским, коллекционировавшим произведения его современников.
Остальное время пространство интерьеров дома – это музейная экспозиция, где проводятся экскурсии. Экспонаты рассказывают об истории особняка. Основными предметами показа стали сохранившиеся интерьеры столовой с камином, ванной, кабинета, зимнего сада, гостиной с каминном работы Макса Лёйгера (Лаугера) – немецкого керамиста.[16]Авторство камина удалось установить как раз в ходе одной из экскурсий, когда в усадьбе побывали искусствоведы из Санкт-Петербурга. В итоге Вера Коркина подготовила и опубликовала доклад о керамике в доме Рябушинских, введя неизвестные ранее керамические произведения в научный оборот.
Вместе с тем пространство усадьбы – это не застывшая экспозиция. Она постоянно пополняется новыми предметами, фотографиями, собрана коллекция находок сделанных в самом доме, коллекция художественного стекла стекольного завода «Красный Май», а так же кирпичей с клеймами местных производителей – современников С.П. Рябушинского. В планах рассказывать в экспозиции музея-усадьбы о других купеческих старообрядческих фамилиях Вышнего Волочка, стоявших в одном ряду с династией купцов-старообрядцев Рябушинских.
Отдельно стоит сказать о людях, сохраняющих усадьбу. Все работы по консервации и сохранению здания усадьбы проводятся кругом энтузиастов и волонтеров на средства, собранные с помощью пожертвований. Самым большим проектом стала консервация кровли усадьбы, в результате чего сохранены стены дома и сохраняются его интерьеры. Второе крупное дело – восстановление системы отопления, без которой не возможно сохранить отсыревший особняк, стоявший долгие годы под потоками воды, с разбитыми и выломанными окнами. Без отопления невозможно проводить экскурсии, мероприятия, выставки. Так был восстановлен камин в столовой, около которого ежемесячно теперь проходят «Квартирники на Даче Рябушинских», которые организует Михаил Нюйман, а так же творческие встречи интеллигенции Вышнего Волочка, которые проводит Ольга Копьёва.
Остальную часть первого этажа – кабинет, ванну и комнату отдыха отапливает печь в кабинете. Печь восстановил мастер-печник Иван Цветков. Рамы, двери, резьба, плотницкие работы по консервации здания – все в руках Виктора Андроника, который ежедневно работает на усадьбе и часто встречает гостей усадьбы. Разные мелкие работы поручены Ивану Пашкову, а группу волонтеров, помогающих содержать усадьбу в чистоте, возглавляет Наталья Панфилова.
В настоящее время основными направлениями деятельности усадьбы является:
- экскурсии по особняку с показом музейной коллекции и интерьеров.
- квартирники и творческие встречи в столовой усадьбы.
- ежегодные арт-резиденции.
В перспективе планируется создание в стенах именно культурного центра, деятельность которого будет направлена на сохранение памяти о купцах-старообрядцах Вышнего Волочка и в первую очередь о коллекционере-художнике Сергее Павловиче Рябушинском и коллекционере и основателе Академической дачи художников под Вышним Волочком Василии Александровиче Кокореве.
В 2018 г. на заболоченной и заросшей фабричной окраине Вышнего Волочка одиноко доживал свой век полузаброшенный особняк. Казалось, что его постигнет судьба сотен подобных усадеб на территории нашей страны, заброшенных, разбитых, сожженных. Но судьба особняка изменилась благодаря вышневолоцким краеведам, дав начало новому культурному и музейному проекту Тверской области.
[1] Г.К. Смирнов. Свода памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область. Ч. 3. М.: «Индрик», 2013. – С. 195.
[2] Г.К. Смирнов, указ. соч. – С. 197.
[3] Список помещиков сельца Заворово (за период с 1728 по 1800 годы). 1. Свечин Иван Семенович, дворянин, родился примерно в 1694 году, умер в 1744 году, период владения сельцом – примерно с 1728 до 1744 года, в сельце жили его дворовые люди, значит, у него в сельце было имение. Сам в период 1728-1744гг. в сельце не жил, умер не в Вышнем Волочке. 2. Ченцов Анисим Афанасьевич, дворянин, отставной драгун, родился в 1678 году, умер примерно в 1745 году, период владения сельцом – примерно с 1728 до 1745 года, в сельце у него было имение, жил с семьей в имении. 3. Ченцова Мария Никифоровна, жена Анисима Афанасьевича Ченцова, дворянка, родилась примерно в 1683 году, умерла 30 марта 1770 года, период владения сельцом – с 1745 до 1769 года, жила с семьей в имении в сельце. 4. Ченцов Никита Анисимович, дворянин, отставной подпоручик, сын Анисима Афанасьевича Ченцова (1678-1745), родился примерно в 1721 году, холост, период владения сельцом – с 1769 года. 5. Чоглоков Иван Минин, дворянин, подпрапорщик, родился в 1677 году, умер 14 января 1771 года. В сельце у него было имение, жил в сельце, умер 14 января 1771 года. Период владения сельцом – 1737-1771гг. Жена – Наталья Даниловна, родилась в 1688 году, умерла 19 ноября 1768 года. 6. Чоглоков Карп Иванович, прапорщик, родился в 1727 году, сын Ивана Минина Чоглокова (1677-1771). Период владения сельцом - с 1771 года. Жена – Ефимия Ивановна (урожденная Свечина, дочь дворянина села Теплое Новоторжского уезда Ивана Тимофеевича Свечина), родилась примерно в 1734 году. 7. Гулидов Иев Епифанович, дворянин, родился в 1667 году, умер 03 ноября 1754 года в возрасте 80 лет. Период владения сельцом – 1737 – 1754гг. 8. Гулидова Прасковья Даниловна, дворянка, жена Иева Епифановича Гулидова, родилась примерно в 1677 году, умерла примерно в 1773 году. Период владения сельцом – с 1754 по 1773 годы. 9. Мельницкий Сила (Силантий) Петрович, дворянин, родился в 1680 году, подпоручик. В сельце жили его дворовые люди, значит, у него в сельце было имение. Период владения сельцом – 1739 – 1743 годы. 10. Мельницкий Иван Силин (Силантьевич), дворянин, родился в 1720 году, капитан, сын Силы Петровича Мельницкого. В сельце жили его дворовые люди, значит, у него в сельце было имение. Период владения сельцом – с 1741 года. 11. Болдырев Егор Андреевич, дворянин, прапорщик, родился в 1692 году. В сельце жили его дворовые люди, значит, у него в сельце было имение. Период владения сельцом – с 1741 года. В сельце жил с 1748 года, до 1748 года был на военной службе. Жена – Мария Никифоровна, родилась в 1700 году. 12. Хвостова Акулина Потаповна, дворянка, жена Петра Андреевича Хвостова и мать Степана Петровича Хвостова. Период владения сельцом – 1744 – 1745гг., в сельце у нее были дворовые люди, значит было имение. Сама в сельце не жила. 13. Гордеев Иван Антипович, дворянин, капитан Кексгольмского гарнизона, умер в 1765 году, период владение сельцом – примерно с 1744 года. Сам в сельце не жил, в сельце жили его дворовые люди, значит, у него в сельце было имение. 14. Свечина Ирина Семеновна, дворянка, родилась примерно в 1695 году, жена Михаила Федоровича князя Дебрянского и родная сестра Ивана Семеновича Свечина (1694-1744). Период владения сельцом – в 1755 году. 15. Свечина Ирина Ивановна, дворянка. Период владения сельцом – с 1749 года. 16. Свечин Егор Дмитриевич, дворянин, Надворный Советник, родился в 1735 году в Новоторжском уезде. В 1759 был секретарем конфискационной конторы, в 1773 году занимал должность Прокурора Тверского наместничества в Новгороде и в 1777 году в Твери. Период владения сельцом – примерно с 1775 года. 17. Хотенцова (урожденная Чоглокова) Анна Ивановна, дворянка, дочь Ивана Минина Чоглокова, родилась примерно в 1711 году, майорша, умерла 01 сентября 1778 года. Период владения сельцом – примерно с 1761 до 1778 года. 18. Хвостова (урожденная Гордеева) Аграфена Романовна, дворянка. Родилась примерно в 1710 году. Муж – Хвостов Степан Петрович, сын Хвостов Сергей Степанович. Период владения сельцом – примерно с 1780 года. Сама в сельце не жила. 19. Свечин Семен Алексеевич, дворянин, премьер-майор, родился примерно в 1728 году. Период владения сельцом – примерно с 1778 до 1780 года. Сам в сельце не жил. 20. Хвостов Сергей Степанович, дворянин, майор. Родители – Хвостов Степан Петрович и Хвостова (урожденная Гордеева) Аграфена Романовна. Родился в 1741 году, умер после 1792 года. Период владения – примерно с 1789 года. 21. Мельницкий Василий Силин (Силантьевич), дворянин, подпоручик. Период владения – примерно с 1789 года. 22. Изъединов Герасим Андреевич, дворянин. Период владения – примерно с 1789 года. 23. Мельницкий Илья Иванович, дворянин. Период владения – примерно с 1792 года. Примерно с 1780 года дворовых людей и имений в деревне Заворово не было, сами помещики здесь не жили, помещикам принадлежали крестьяне жившие в Заворово. В соседнем сельце Бродок с 1780 года и позднее продолжало существовать имение Егора Дмитриевича Свечина. За составление списка благодарю Игоря Космакова.
[4] Тверские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб – М.: НП «Русская усадьба», 2019. – С. 39.
[5] РГИА. Ф. 1288. Оп. 5. 1906. Д. 117. Л. 20.
[6] РГИА. Ф. 1288. Оп. 5. 1906. Д. 117. Л. 21.
[7] План строений принадлежащих Товариществу Мануфактуры П.М. Рябушинского с сыновьями и состоящих Тверской губернии Вышневолоцкого уезда при селе «Заворово» близ станции «Вышний Волочёк»// ГАТО. Ф. 1038. Оп. 2. Д. 167. Л. 5.
[8] РГИА. Ф. 1288. Оп. 5. 1906. Д. 117. Л. 8 об- 9.
[9] Дом-музей Аксаковых в Москве/ Интернет: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом-музей_Аксаковых.
[10] Ю.А. Петров. Династия Рябушинских. М.: «Русская книга». 1997. – С. 126.
[11] Тверская областная картинная галерея. Доклады, акты и описи по командировкам в Вышневолоцкий уезд// Д. 12. ЛЛ. 51 об – 53.
[12] Ю.А. Петров. Династия Рябушинских. М.: «Русская книга». 1997. – С. 126.
[13] Тверская областная картинная галерея. Доклады, акты и описи по командировкам в Вышневолоцкий уезд// Д. 12. Л. 60.
[14] Сергей Павлович Рябушинский/Интернет: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рябушинский,_Сергей_Павлович.
[15] Сергей Павлович Рябушинский/Интернет: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рябушинский,_Сергей_Павлович.
[16] Макс Лаугер/ Интернет: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.ab82973c-621332c9-99c43c4d-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Max_Laeuger.
Отзывы