Вышневолоцкий областной драматический театр
Вышневолоцкий областной драматический театр – один из старейших провинциальных театров России почти со 120-летней историей. Создан в 1896 г. по инициативе Почетного гражданина, потомственного купца Николая Никифоровича Федорова как драмкружок.
6 декабря 1896 года на сцене Дома трудолюбия состоялся первый спектакль, в котором играли и те, кто вложил средства в создание театра – купцы Николай Фёдоров, Василий Демидов, Николай Красильников. Инициативу создания театра поддержала и актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская, приезжавшая сюда на отдых в имение своего дяди.
У истоков драматического кружка стояли любители театрального искусства В.Г. Демидов, Н.М. Красильников, М.В. Никитина (Демидова), Е.В. Буховецкая, В.А. и С.А. Вальковские, Арсений, Августа и Антонина Воскресенские, А.Д. Станиславова, И.И. Самарин, А.П. Кудряшов, А.А. Буянский, И.Н. Леонов и другие.
Огромную роль в становлении и развитии театра сыграл его первый творческий руководитель – Василий Григорьевич Демидов, который стал профессиональным актёром и режиссёром, определившим репертуарную линию театра, ориентированную на классику. В.Г. Демидов был признанным лидером и бессменным руководителем драматического кружка. Он руководил им до 1918 г, вплоть до реорганизации. Верным другом и соратником была для него его супруга, ведущая актриса труппы Мария Васильевна Демидова (Никитина).
В музее истории театра хранятся дневники В.Г. Демидова.
В 1917 году драматический кружок был реорганизован в Центральный рабочий клуб, а в 1918-ом преобразован в Народный театр Вышневолоцкого Совдепа (Совета депутатов трудящихся).
В этот период Народным театром руководили Н.А. Шульц, А.А. Буянский, Ф.Г. Викентьев.
А.А. Буянский, участвуя с 1902 года в драматическом кружке, а затем в Народном театре, сыграл более чем в 900 спектаклях, многие из которых шли в его постановке.
Ф.Г. Викентьев играл в драматическом кружке, Народном театре, в последствии работал директором Вышневолоцкого театра до 1936 года.
В 1931-1935 гг. в Вышнем Волочке работал синтетический театр, которым руководил талантливый актер и режиссер Николай Михайлович Немиров.
Это была профессиональная труппа, в которой работали сорок актёров, балетная группа, оркестр, ставились драматические и музыкальные спектакли («Маскарад», «Живой труп», «Анна Каренина», «Веселая вдова», «Цыганская любовь»).
В труппе синтетического театра начинали свой путь в большое искусство народный артист СССР Иван Петрович Дмитриев и лауреат Государственной премии СССР Василий Васильевич Лещев. Оба они уроженцы Вышнего Волочка.
В июне 1941 года мирная жизнь Вышневолоцкого театра оборвалась – началась война. В первые дни июля 1941 года из театра призваны и ушли на фронт М. Лишневский, И. Орлов, И. Романов, Н. Филатов, А. Белов, П. Дьячков, П. Андреев, К. Секретарев, В. Фирсов и другие.
Работа театра была практически прекращена, но уже в октябре 1941 года по инициативе директора театра Петра Алексеевича Енова и художественного руководителя театра Ивана Петровича Милославского создан хозрасчетный театральный коллектив для обслуживания воинских формирований и раненых в госпиталях.
В июле 1942 года театральный хозрасчетный коллектив вновь преобразован в Вышневолоцкий государственный драматический театр. За годы войны театр показал 1665 спектаклей и дал около 800 концертов.
В трудные годы военного лихолетья в Вышневолоцком театре работали, выполняя патриотический долг, П.А. Енов, И.П. Милославский, И.Б. Шойхет, М.А. Гульков, Е.A. Головина, А.А. Живилов, заслуженная артистка РСФСР В.С. Затепякина, В.К. Зеленский, Е.В. Карпеева, И.Д. Кован, А.Л. Ковзан, К.П. Лухин, Е.Ф. Минаева, Т.А. Недостунова, М.В. Лейцингер, А.Ф. Петрова, Г.А. Секретарева, О.П. Сорокин, А.Г. Шалашов, К.И. Шарапова, М.М. Третьякова и другие.
В исключительно трудных и сложных условиях работал коллектив театра в первые послевоенные годы. Но тем не менее в каждом сезоне театр выпускал 18-20 новых спектаклей и показывал свыше 500 спектаклей в год.
В эти годы ярко раскрылся талант режиссеров И. Милославского, И. Шойхета, Н. Децика, А. Анчарова, А. Волховского, В. Володина, К. Кякшто. Зрители восхищались оформлением спектаклей, созданных художниками А. Соломатиным, М. Лишневским, Ф. Ольховым, М. Дьячковым. Большинство спектаклей шло в музыкальном оформлении, созданном композитором, заведующей музыкальной частью Валентиной Михайловной Шульгиной.
Огромным уважением среди работников театра пользовалась Екатерина Арсентьевна Секретарева, заведующая костюмерным цехом, самобытная мастерица, художник-модельер. Ее руками создавались оригинальные костюмы для спектаклей классического и современного репертуара.
44 года посвятил любимому делу режиссер Андрей Ефграфович Волховской. Он работал в театрах Москвы, Киева, Свердловска. Тулы, Горького и др. В Вышневолоцком театре работал с 1951 г. по 1963 г.
С 1949 г. по 1954 г. на сцене театра блистала в ролях классических героинь актриса удивительного обаяния и мастерства Айшет Ахмедовна Кинжалова (Магомаева). В творческой атмосфере Вышневолоцкого театра тех лет начинал приобщаться к большому искусству её маленький сын, впоследствии ставший знаменитым певцом – Народный артист СССР Муслим Магомаев. Несколько своих детских лет он провёл вместе с матерью в Вышнем Волочке, получив здесь начальное музыкальное образование в местной музыкальной школе.
В 50-е годы на сцене Вышневолоцкого театра в течение нескольких сезонов играла замечательная актриса нелёгкой судьбы Валентина Ивановна Караваева, прославившаяся ролью Машеньки в одноимённом фильме.
Почти сорок лет верой и правдой служили Вышневолоцкому театру артисты Михаил Андреевич Гульков и Альфред Васильевич Нейман.
М.А. Гульков был непревзойденным исполнителем ролей в пьесах А.Островского. А.В. Нейман был острохарактерным, разноплановым актером.
Ярко и убедительно сыгранные ими роли в нашем театре надолго остались в памяти благодарных зрителей.
14 января 1972 года. В Вышнем Волочке состоялись торжества, посвященные 75-летнему юбилею Вышневолоцкого государственного драматического театра. Вышневолоцкий театр награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Артистке театра Татьяне Павловне Жуковской присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Директору театра Георгию Николаевичу Зайцеву присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР.
С 1967 г. по 1990 г. в Вышневолоцком театре актером, режиссером-постановщиком и главным режиссером работал Виктор Алексеевич Синицын. В нашем театре была осуществлена постановка пяти его пьес как драматурга. В 1988 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Коллектив по праву гордится актерами, работавшими в разные годы в нашем театре. Многие из них удостоены почетных званий:
- народный артист РСФСР Олег Павлович Лелянов,
- народная артистка РСФСР Валентина Алексеевна Литвинова,
- народный артист РСФСР Анатолий Васильевич Иванов,
- заслуженная артистка РСФСР Валентина Федоровна Зуховицкая,
- заслуженная артистка РСФСР Валентина Ивановна Белоцерковская,
- заслуженная артистка РСФСР Вера Сергеевна Затепякина,
- заслуженный артист РСФСР Николай Серапионович Лаптев,
- заслуженный артист РСФСР Борис Сергеевич Грачев,
- заслуженный артист Татарской АССР В.И. Добронравов,
- заслуженный артист Марийской АССР Н.Г. Соколовский и другие.
Яркие страницы в историю Вышневолоцкого театра вписали талантливые организаторы творческого коллектива – художественные руководители и главные режиссеры Николай Михайлович Немиров, Алексей Константинович Боровский, Иван Петрович Милославский, Георгий Аркадьевич Яковлев, Семен Борисович Зуховицкий, Петр Иосифович Пружанский.
Их умение сплотить вокруг себя творческий коллектив и создать здоровую атмосферу в работе с актерами и работниками постановочной части позволяли спокойно решать сложные задачи при выпуске спектаклей русской и зарубежной классики, современной драматургии.
Вышневолоцкие зрители с благодарностью вспоминают ветеранов сцены, отдавших многие годы служению нашему театру – М.А. Станченко, Г.Д. Недоступова, Т.А. Недоступову, А.В. Мамаева, П.В. Васильева, В.И. Вывознова, С.Г. Вывознову, Н.С. Заворовскую и многих других.
Вышневолоцкий областной драматический театр занимает здание бывшего Общественного собрания. В его зрительном зале 286 мест. С 1981 по 1990 годы зал и основная сцена были закрыты на капитальный ремонт.
Реконструкция началась директором театра Зайцевым Г.Н. и завершилась под руководством Г.Н. Закаржевского, директора театра в 1986-2011 годы.
Несмотря на сложные условия, в которых оказался коллектив в этот период, труппа продолжала ставить спектакли, гастролировать по городам России, Украины, Белоруссии.
После завершения работ по реконструкции здания состоялось торжественное открытие Вышневолоцкого государственного драматического театра. Творческий коллектив, получив от строителей прекрасное, уютное здание, как бы заново родился.
Начал радовать зрителей удачно поставленными спектаклями, мастерством актеров и режиссеров. Театр расширил географию показа своих спектаклей. Он побывал на гастролях во многих городах Новгородской, Тульской, Ярославской, Ленинградской областей, Белоруссии, Украины, где многочисленные зрители по достоинству оценили его работу.
В апреле 1994 года артисты Вышневолоцкого театра демонстрируют свое мастерство перед столичными зрителями. На малой сцене театра им. М.Н. Ермоловой они показали спектакли «Там же, тогда же...», «Продайте мне мужа» и «Бельведер».
В октябре 1994 года Вышневолоцкому театру предоставлено право организации и проведения театрального фестиваля малых городов «Надежды России». Наш театр показал ряд спектаклей и награжден призом фестиваля.
В мае 1995 года к 50-летию Великой Победы коллектив театра осуществил постановку спектакля «И небо – одно, и жизнь – одна» по инсценировке ветерана театра Г. Зайцева. Режиссер – Ю. Кокорин, художник – Ю. Муравьев.
В июне 1995 года Указом Президента Российской Федерации артистке Вышневолоцкого театра Таисии Павловне Назаровой присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации. Т.П. Назарова работает в театре с 1966 года. Сыграла в спектаклях классического и современного репертуара более 100 ролей. Талант, сценическое обаяние и огромная работоспособность позволили ей в полной мере раскрыть свои творческие возможности и радовать зрителей своим мастерством.
Тогда же Указом Президента Российской Федерации директору Вышневолоцкого театра Геннадию Александровичу Закаржевскому присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.
С 1980 г. по 1983 г. режиссером-постановщиком, а с 1990 года – главным режиссером театра стал Юрий Васильевич Кокорин. Он имеет неповторимый режиссерский почерк. В каждом спектакле находит оригинальные постановочные решения. Высокую оценку получили поставленные им спектакли «Женитьба», «Бесы», «Доходное место», «Борис Годунов» и другие.
С 1992 года режиссером-постановщиком в театре работает Дмитрий Андреевич Леонтьев. Вдумчивый и требовательный режиссер осуществил постановку таких спектаклей, как «Деревья умирают стоя», «Лекарь поневоле», «Игра в джин», «Предложение», «Юбилей», «Британник».
Художник-постановщик Юрий Павлович Муравьев работает в Вышневолоцком театре с 1974 года. Его работа по оформлению спектаклей отличается культурой исполнения, образностью.
С 2006 года главным режиссёром театра становится Владимир Яковлевич Коломак. Поставленные им спектакли вызвали новый всплеск зрительского интереса к сценическому искусству, привлекли в театр молодую аудиторию – новое поколение театральной публики.
Спектаклями-событиями в эти годы стали такие работы В.Я. Коломака как «Леди Макбет Мценского уезда», «Папа, папа, бедный папа», «Тринадцатая звезда», «Йоркские ведьмы», «Поздняя любовь», «Ретро», «Свадьба», «Пиковая дама». С этими и другими спектаклями театр успешно гастролировал в Москве, Твери и многих городах близлежащих регионов.
За последние годы Вышневолоцкий драматический театр участвовал в нескольких международных театральных фестивалях – в Москве, Воронеже, Брянске, Рязани, Пскове, Твери, Котласе, на которых его спектакли отмечались различными призами и дипломами.
- На V-ом международном фестивале «Театр детства и юности – XXI век», проходившем в Воронеже в октябре 2007 года, спектакль Вышневолоцкого театра «Папа, папа, бедный папа…» по пьесе А. Копита в постановке В. Коломака был отмечен дипломом и памятным призом жюри.
- В мае 2008 года на фестивале «Славянские театральные встречи» в Брянске спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по произведению Н.С. Лескова, был награждён призами жюри за сценографию и актёрские работы.
- В октябре 2008 года «Тринадцатая звезда» была показана в Рязани на V-ом Всероссийском фестивале спектаклей для подростков «На пороге юности», имела там большой зрительский успех и была награждена специальным дипломом жюри «За грамотный разговор с современным подростком о вечных ценностях».
- В декабре 2008 года спектакль В. Коломака «Поздняя любовь» по пьесе А.Н. Островского был показан на сцене московского Малого театра в рамках всероссийского фестиваля «Островский в Доме Островского».
- В феврале 2012 года театр участвовал во всероссийском Пушкинском фестивале в Пскове со спектаклем «Пиковая дама» по произведению А.С. Пушкина, инсценированному В. Коломаком.
В сезоне 2010-2011 гг. главным режиссёром театра работал Игорь Валерьевич Жетинёв, поставивший на сцене театра пять спектаклей. Из них наибольшим зрительским успехом пользуется лирическая комедия Владимира Гуркина «Любовь и голуби».
Своего рода экспериментом стала постановка И. Жетинёвым собственной инсценировки повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» в исполнении молодых артистов, вызвавшая интерес у самой широкой, в том числе и молодёжной аудитории. Этот спектакль был с успехом показан в Москве на фестивале искусств «Славянский венец».
Театр всегда проявлял особую заботу о воспитании новых поколений зрителей. Знакомство вышневолочан с искусством театра начинается с самого малого возраста, чему всегда способствовал обширный детский и сказочный репертуар. Большой вклад в это внёс Геннадий Александрович Закаржевский, поставивший как режиссёр множество детских спектаклей.
Театр поставил перед собой важную задачу возрастного расширения зрительской аудитории, чтобы сценическое искусство сопровождало человека в течение всей его жизни. Поэтому репертуар пополняется спектаклями не только для самых маленьких и взрослых зрителей, но и для подрастающей молодёжи.
Спектакли, затрагивающие серьёзные темы и жизненно важные проблемы, также отличаются многоадресностью и находят отклик у самой широкой аудитории. Это и спектакли по классическим произведениям («Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Бесприданница» А.Н. Островского, «Упырь» А.К. Толстого, «Изобретательная влюблённая» Лопе де Вега), и постановки пьес современных авторов («Клинч» А. Слаповского, «Аккомпаниатор» А. Галина, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова).
Успехом завершилась экспериментальная работа Владимира Коломака и молодых актёров над спектаклем «Все бегут, летят и скачут» по произведениям Даниила Хармса. Спектакль вызвал радостную и благодарную реакцию не только детей и подростков, но и многих взрослых, – за возможность погрузиться в мир детства и удивительных фантазий замечательного поэта-обэриута.
В июне 2014 года он был трижды показан на международном театральном фестивале для детей и юношества «Тарарам» в городе Котлас и был признан зрителями и членами профессионального жюри лучшим спектаклем, за что и был удостоен главной награды – Гран-при фестиваля.
Для Вышневолоцкого театра характерна интенсивная гастрольная деятельность. Театр посетил множество населённых пунктов Тверской области, в том числе и в самых отдалённых её районах.
Театр регулярно выезжает на гастроли и за пределы Тверского региона. Помимо фестивальных маршрутов, на его гастрольной карте – Москва, Тверь, Ярославль, Рыбинск, Углич, Мышкин, Великие Луки, Новомосковск, Дзержинск.
Высокая репутация Вышневолоцкого драматического театра за последние годы была заметно подкреплена и его фестивальной деятельностью. Всё начиналось ещё в 90-е годы, когда директор театра Г.А. Закаржевский выступил инициатором проведения в городе Фестиваля театров малых городов России с целью укрепления творческих связей между театральными коллективами, работающими в отдалённых и глубинных областях России.
Сегодня этот Фестиваль – один из главных брэндов Вышневолоцкого театра и значительное явление в российской театральной жизни.
В 2003 году у этого большого Фестиваля появился и младший брат – раз в два года театр проводит «Театральные встречи на Древнем Волоке», на которых встречаются и показывают свои спектакли профессиональные и любительские коллективы Тверской области и близлежащих регионов России.
Таким образом, ежегодно сцена Вышневолоцкого областного драматического театра радушно принимает своих гостей и коллег – собратьев по искусству, критиков, театральных деятелей, лучших мастеров российской сцены.
С 2011 года директором Вышневолоцкого областного драматического театра является Андрей Анатольевич Кардашов.
Отзывы