back b
image

В Вышневолоцком краеведческом музее откроется выставка живописи и графики «Баллада о солдате – баллада о любви»

Культура
20:17
485 просмотров
Фото Краеведческий музей
Фото Краеведческий музей

С 18 сентября по 18  декабря  2020 года в Вышневолоцком  краеведческом музее  им. Г.Г. Монаховой  пройдет выставка живописи и графики заслуженного художника РСФСР Фёдора Савостьянова (1924 – 2012) «Баллада о солдате – баллада о любви».

Живопись художника Фёдора Васильевича Савостьянова (1924-2012) давно получила признание во всем мире. Ведущие исследователи мировой художественной практики высоко оценивают творчество этого мастера. О зрительской любви к нему свидетельствует и то, что одной из малых планет Солнечной системы было присвоено имя Федора Савостьянова (свидетельство Российской Академии Наук от 22 июля 2013 года, подписанное вице-президентом РАН академиком Ж.И. Алферовым и директором ИПА РАН профессором А.В. Ипатовым).

Известность художнику принесла одна из первых зрелых работ студенческих лет, «Детский сад», экспонированная в 1951 году на Всесоюзной выставке. В 1953 году он окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина по мастерской выдающегося художника Б.В. Иогансона. С 1953 года стал членом Союза художников.

Фёдор Савостьянов – участник Великой Отечественной войны. Имел ранения и награды. Был награжден орденом «За отвагу». Военная тема стала одной из центральных в его творчестве. Здесь художнику удалось создать особый мир, где сами сцены военных сражений остаются «за кадром», а в основе сюжетов картин -жизнь суровых будней.

«Дети войны», «Солдаты», «Освобождение», «Солдатский хлеб», «Медсестра» покоряют чистотой помыслов – это внимательное повествование о людях, сохраняющих человеческое достоинство в самых нечеловеческих условиях. Они делят на всех последнюю краюху хлеба, читают между боями стихи, спасают детей, помогают раненым.

В картине «Во имя жизни (Разведчики)» присущий русской живописи сдержанный гуманистический подход к военной теме обретает совершенство: тело погибшего бойца можно сразу и не заметить, так же как спину взятого в плен немца – у фашизма нет лица. Немилосердная война затаилась где-то рядом. О ней напоминает точно найденный, будто увиденный в снайперском прицеле, композиционный ритм - беспокойное, динамично ускоряющееся движение, вторгающееся в утреннюю умиротворенную тишину.

Всю жизнь живописец Федор Савостьянов творил, создавал, писал одну бесконечную поэму-картину о священной войне и живом, спасенном мире, протягивал «волшебную невидимую нить» между прошлым и настоящим. Он совпадал с эпохой, и поэтому естественно, подчиняясь только велению сердца, попадал в такт ее нервного, неровного дыхания, переплавлял прозу в поэзию, оставляя в строфах-произведениях только то, что сам увидел, прочувствовал, выстрадал - суровую нежность, побеждающую насилие и жестокость, сияние солнца, отблески человеческого благородства. Баллада о солдате стала балладой о любви.

На выставке будут представлены избранные картины на военную тему, пейзажи, жанровые работы, графические портреты.