back b
image

Новость от вышневолоцкого краеведа Дениса Ивлева. В Вышнем Волочке под куполом собора обнаружены граффити начала XX века

icon 20:52
icon507 просмотров
Новость от вышневолоцкого краеведа Дениса Ивлева. В Вышнем Волочке под куполом собора обнаружены граффити начала XX века

Надписи, свидетельствующие об истории главного храма Вышнего Волочка обнаружены и сфотографированы мастером-высотником Сергеем Зоммерфельдом под куполом Богоявленского собора. И хоть покрытие купола современное - его стропильная система хранит на себе следы работы наших дедов и прадедов. Надписи были обнаружены несколько лет назад. Сергей рассказал об этом мне, а я попросил сделать фотографии исторических граффити. И вот такой случай представился. Ноябрьским шквалом погнуло крест на куполе собора, он был демонтирован, а сейчас началась его установка обратно. И я напомнил Сергею о надписях. Ведь попасть внутрь главного купола весьма непросто, и возможность не стоит упускать.

И вот они - свидетельства истории. Самая старая надпись относится к 1901 году! Она сделана простым карандашом: "Окрашенъ куполъ в 1902 г. Августа 25 числа. Красили мастера...". На стропилах центрального столба надпись зеленой краской - "1952 г.". Но, пожалуй, самая интересная надпись с биографическими данными маляра относится к 1980-м гг.

В 1988 г. отмечалось 1000-летие крещения Руси и Богоявленский собор полностью был обновлен. Свидетельством этому является вот эта запись: "В 1983 г. красил Мурашов Олег, 1925 г. рождения. В 1988 году он же за 16.000 руб. весь фасад, крышу и купол. Олег Мурашов".

Крест вернутся на своё исконное место на купол собора. Собором снова будут любоваться туристы и горожане, даже не подозревая, что внутри огромной купольной конструкции есть подписи тех, кто украшал наш собор в XX веке. Нам необычайно повезло, что мастера, перекрывавшие кровлю куполов не последовали моде современных "строителей", которые обычно всё ломают до основания, а затем что-то своё строят из "нового дерева". И теперь благодаря этому деревянные конструкции купола, поставленные ещё при перестройке собора 1860-х гг., уже сами по себе являются документом ушедшей эпохи.

Денис Ивлев, историк.