В Санкт-Петербурге открыта выставка уроженца Вышневолоцкого уезда Григория Васильевича Сороки
Государственный Русский музей представляет в Михайловском замке выставку «Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки».
27 ноября 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения живописца Григория Васильева, более известного по прозвищу Сорока. Он был крепостным у помещиков Милюковых, проживавших в имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Неподалёку, в имении Сафонково, обосновался академик живописи Алексей Венецианов, известный своими подвижническими трудами в деле обучения молодых художников.
Григорий Сорока стал одним из последних дорогих его сердцу учеников. К сожалению, пользоваться советами и покровительством Венецианова Григорию довелось недолго – с 1843 по 1847 гг. После гибели учителя он продолжил зарабатывать на жизнь художеством, однако большинство его произведений с течением времени утратили авторство и растворились в потоке безымянных работ венециановского круга.
Основная часть творческого наследия Григория Сороки находится в фондах Русского музея. Здесь, в 1975 году, была организована первая персональная выставка крепостного художника. За прошедшие полвека перечень его работ существенно изменился: отведены безосновательно приписывавшиеся произведения, найдены считавшиеся утраченными живописная картина «Вид на усадьбу Островки» (ТОКГ) и графическая работа «Портрет А.К. Богданова» (ГРМ), обнаружены неизвестные ранее рисунок Лидии Милюковой (РОСФОТО) и подписная икона «Св. великомученица Варвара» (частное собрание), опубликованы документы, свидетельствующие об иконописной деятельности Сороки.
Самыми ранними произведениями художника на выставке являются рисунки из карманного альбома, на страницах которого в 1842 году он нарисовал полтора десятка крестьянских портретов. Главными моделями живописных работ Григория Сороки были члены семьи Милюковых. На выставке портреты демонстрируются расчищенными от поздних записей и следов любительской реставрации. Портрет пожилого Венецианова, с которого в начале ХХ века начиналось «открытие» имени крепостного художника, представлен на выставке в трёх вариантах.
Большинство пейзажей Григория Сороки изображают виды имения Островки и берегов озера Молдино, рядом с которыми прошла практически вся жизнь художника. Лучшими из его работ можно считать сюиту с видами на имение Спасское-Лепёхино, принадлежавшего родственникам Милюковых и расположенного в Тамбовской губернии, за 700 вёрст от озера Молдино.
Нынешняя выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, РОСФОТО и Тверской областной картинной галереи.
В ряду с работами Cороки представлены картины его современников венециановского круга –Фёдора Славянского, Лавра Плахова, Михаила Эрасси, а также литографии – аналоги образцов для копирования иконописцами в первой половине XIX века.
Отзывы